查看: 3076|回复: 7
打印 上一主题 下一主题

关于普希金作品《上尉的女儿》与《普加乔夫暴动始末》的文学比较1(俄文)

[复制链接]

8

精华

98

帖子

374

积分

candidate

Rank: 4Rank: 4

跳转到指定楼层
1#
发表于 2006-5-7 12:30 | 只看该作者 回帖奖励 |倒序浏览 |阅读模式
Сравнение  персонажа Пугачева в творчествах  Пушкина «Капитанская Дочка» и  «История Пугачева»


“Тогда Пугачев, сделав с крестным знамением несколько земных поклонов, обратился к соборам, потом с уторопленным видом стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом:  прости, народ православный; отпусти, в чем я согрубил пред тобою... прости, народ православный!”
                                                                          
                                                                  ——  «История Пугачёва»

“Наконец мне можно было ехать домой.Я был в восторге; но странное чувство омрачало мою радость.”

                                                                 ——  «Капитанская Дочка»  


                                    
                                   Введение


1.Что такое сравнительное литературоведение

Сравнительно-Литературоведение, раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественн-ыми явлениями в разных странах. Сходство литературных фактов может быть основано, с одной стороны, на сходстве в общественном и культурном развитии народов, с другой стороны — на культурных и литературных контактах между ними; соответственно различаются: типологические аналогии литературного процесса и «литературные связи и влияния». Обычно те и другие взаимодействуют, что, однако, не оправдывает их смешения

2.История Сравнительного литературоведения

Сравнительное литературоведение стать самостоятельной наукой в 70-ых годах 19века в европе.Установление научной теории и методов , возникновение научных групп и  рядов , и выпуск специальных журналов были его знаком :
в 1887 г . немецкий ученый Max Koch создал  первый журнал «Журнал Сравнительного литератураведения » .

В 1886 г. англичанин Hatcheson Mcavlay Posnett  напечатал специальное творчество « Сравнительное Литератураведение » .

В 1897 г. Француский учёный Joseph Texte создал первую постоянную лекцию по  С.Л. «Явление немецкой летературы на французскую литературу после Возрождения » в университете Риан ;

В 1879 г.  Русский « Отец С.Л.» А. Н. Веселовский создал курс « вообщая литература » в СПБГУ .и Т.Д

3.Сравнительное Литератураведение в России

В России , С.Л. был назван : «Сравнительно-Художенственное Литературоведение » или « Сравнительная Поэтика »1 , он был создан в конце 19 века . Пушкин сказал ........
(普希金说:“自从康杰米尔以来,法国文学对正在形成中的我国文学经常有着直接或间接的影响。在我们的时代,它也应该引起反响……”)

На самом деле , курс «вообщая литература» , создан  А.Н. Веселов-ским в СПБГУ . в 1879 г. был нормативным исследован-ием С.Л. С этого возникло много подобных исследований по С.Л. :

А .Пыпин (1833—1904) «Литературная история Славянских народов ».

А.Афанасьев ( 1826—1871) «Естественный взгляд в Славянских художественных творчествах » .

В эпохе Советского Союза тоже выпустили много творчеств:
Н.Конрад (1891—1970 ) «Запад и Восток » .2

М.Алексеев  «Шакспия и Русская литература» , «Вольтер и Русская литература в 18 веке » .

СПБГУ Журнал  «Россия и Запад» и т.д.




                                                                                         —————— EscapeSweetie

[ 本帖最后由 戒恋人 于 2006-5-7 13:50 编辑 ]

8

精华

98

帖子

374

积分

candidate

Rank: 4Rank: 4

2#
 楼主| 发表于 2006-5-7 12:32 | 只看该作者

关于普希金作品《上尉的女儿》与《普加乔夫暴动始末》的文学比较2(俄文)

Сравнение  персонажа Пугачева в творчествах       Пушкина «Капитанская Дочка» и   «История Пугачева»

1.Биография  Пушкина

“Пушкин — создатель русской национальной литературы. Корни его творчества — в русской исторической действительности, в творческих силах русского народа. Но национальное развитие России проходило не изолированно, оно было теснейшим образом связано с общеевропейским развитием; русская литература развива-лась как часть мировой литературы. Поэтому Пушкин как русский национальный поэт является в то же время активным участником литературной жизни Запада; его творческий путь связан одновре-менно и с общеевропейским и с русским литературным развитием.”               —— В.М.Жирмунский: «Пушкин и Западные литературы» 3

Александра Сергеевич Пушкин (06.06.1799 - 10.02.1837) ——величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы.
Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе.
Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоно-сова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превос-ходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворян-ских семьях того времени), и няня  Арина Родионовна.

"Кавказский пленник" (1821)
"Бахчисарайский фонтан" (1823)
"Узник", "Песнь о вещем Олеге" (1822) и начат роман в стихах "Евгений Онегин". В апреле 1830 закончен "Евгений Онегин"
"Историю Пугачева" (1833).
"Пиковая дама" (1833)
"Египетские ночи"
"Капитанская дочка"(1836).  и Т.Д.

3а десять лет до рождения Пушкина свершилась Великая француз-ская буржуазная революция. На глазах пушкинского поколения рушился феодальный порядок, разрывались вековые связи личной зависимости, патриархально-семейных отношений. Слово «свобода» витaло нaд народами, поднимая их на борьбу против феодальных режимов. Казaлось, вскоре всюду восторжествует разум, на который уповaли просветители, и народы создaдут государственные и  обще-ственные устройства сообразно мудрым предначертаниям философов. Однако на смену личной зависимости пришла власть денег, а свобода обернулась кровавым произволом, который вверг европейские народы в полосу длительных наполео-новских войн, грозивших каждой европейской стране утратой национaльной независимости. На всем творчестве Пушкина лежит отблеск «роковых минут» истории. В зти минуты пушкинское поколение, отчетливо осознавая необычность своей судьбы, остро ощущaло причастность к народу, ко всей нации, сопряженность c историческим ходом жизни.

Kак человек и художник Пушкин сформировался в переломный момент европейской истоpии, в период подъема дворянской рево-люционности и национально-патриотического чувства в России. Это предопределило его творческий путь, сквозную устремленность которого можно обозначить как утверждение национально-самобытного и народного начал в их конкретном (вплоть до социaльного) содержании в связи c освоением европейского культурно-исторического наследия. С такой точки зрения творче-ство Пушкина явилось закономерным итогом  русской литературы в ее художественном постижении национальной жизни от эпохи Петра I до последекабрьской реакции, включая сюда такие знаменательные события, как Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов. Но творчество Пушкина не только итог. Завершив процесс самоопределения русской литературы, Пушкин открыл пути для последующих поколений писателей и для обогащения европейских литератур гуманистическими ценностями русской.


2.Образное изображение и характерный показ Пугачёва в «Капитанская Дочка» и «История Пугачёва».

Исследуя изображение Пугачева в двух книгах,в большинстве,автор использует прямой и косвенный почерк. «К.Д.» -- это литертураное творчество, и поэтому автор может дерзко применять языковой диалог,чтобы прямо и резко изображать Пугачева; а «И.П.» --- это историческое творчество ,которое требует крайнюю серьёзность, и поэтому автор применяет мастерский ,и в то же время глубокий косвенный почерк.

И сейчас,давайте обсуждим изображение Пугачева в этих двух книгах.


«Капитанская Дочка»

1).— Это что еще! — вскричал Пугачев, сверкнув огненными  глазами.   
        Пугачев его прервал: „Как ты смел лезть ко мне с такими пустяками? — вскричал он, выхватя бумагу из рук секретаря и бросив ее в лицо Савельичу. — Глупый старик! Их обобрали: экая беда? Да ты должен, старый хрыч, вечно бога молить за меня да за моих ребят, за то, что ты и с барином-то своим не висите здесь вместе с моими ослушниками... Зайчий тулуп! Я-те дам зайчий тулуп! Да знаешь ли ты, что я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы?“


Здесь, автор применяет Это что еще!\ вскричал\ Глупый старик!   и Т.Д. Видно,эти слова не соответствуют царскому личности , но известно читателям,что на самом деле , Пугачев,это не цари , царь только его обманчивая личность. Причём,люди,собирательные вокруг Пугачева, это бандиты, разбойники, рабы, крестьянина. Поэтому, в большинство времени,его поведениею и языку надо соответствовать классу,где он находится.Так,он может получить аклепт из этого класса,может удобно действовать.Следовательно,мы можем увидеть резкий эффект среди дерзкой формулировкой.


2).„Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче 40они свою шею выкупят моею головою“.
      
        Здесь, мы видим последовательное использование первого лица: моя\мне\мои\моею;если читаем с взглядом фонетики,это очень сложно и трудно произносить.Но именно здесь воплотилось мастер-ство автора .Мы знаем из психологии,если человек много раз испо-льзует первое лицо в монологе или рассказе,это значит ,что у него самого на душе не хватает самоуверенности в своём рассказе.
По повторным  использованиям первого лица в монологе Пугачева, автор выражает такую мысль:сомнение Пугачева в финале своего дела, сомнение в своём будущем и судьбе,и даже у него уже появи-лось потенциальное отрицательное выражение;Причём,в этом мале-ньком рассказе,наполненый ощущение скитания,нам тоже можно видеть,как будно автор сознательно намекает и отвечает на жизне-нное положение Пугачева перед бунтом.И это тоже изгибный и голубокий подстил для извественного финала героя.


3). „Слушай“ — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением.— „Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на́-все только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели.
Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем 20триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?“


      Здесь можем ли мы воспоминать сказку Крылова о «соколе и курице»? Здесь выражает та же мысль в сказке:автор выражает человечестве-нное зрение Пугачева и его метафизический мысли-тельный образ! Автор уже выразил грубый образ Пугачева в других местах,а здесь он использует метофору рассказа ,чтобы  позволить читателям по-новому познакомиться с характером Пугачева,чтобы оздоровить образ Пугтачева. В то же время, сквозь роль сокола, выражается само-оценнение Пугачева в своих делах. В конце рассказа автор основал вопросительное предложение: Какова калмыцкая сказка?--- Это единственное место, где выражалась связь и взаимоположениие между Пугачевой и героем. В этом вопросите-льном предложении мы можем видеть такую информацию: т.е. в сознании Пугачева не существуется желания ,чтобы герой мог служить ему.В переднем или заднем рассказе Пугачев когда-то спросил о военной ситуа-ции ,но это выражение желания Пугачева, чтобы защищать героя. Это единственный раз , когда они глубоко разговаривались, хотя этот разговор очень краткий.Из этого разговора ясно видно, что в душе Пугачева герой –это его единстве-нный друг,с которым можно общаться. В этом вопросительном предложении,как будно, Пугачев спрашивает героя о соколе, т.е.какая ценность у своего человечественноего зрения? А на самом деле,он объясняет героем –молодой парень в его глазах—свой взгляд, оценивает своё дело и позволяет героем понимать—которое, в то же время, автор желает, чтобы читатели могли понять—для дворян и рабов, кроме вещественной диффиренции, в значении человечества и жизни равноправно. Это, с взгляда автора, самый интенсивный показ в творчестве. Этот показ отлично выражает взгляд гуманизма Пушкина.


4). „Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!“

Пугачев, увидя в толпе Акулину  Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел 30в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: „Прощай, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь“ прояснение          

Здесь ясно, что автор выражает Пугачёва. Задний английский писатель Дигэнс описал старого вора в повести «Сирота в Туманном Городе» .Всё его добро для Дэвита-Кэпофера.Армия Пугачева не убьёт бедных людей, крестьян,только убьёт багатых людей и дворян. А здесь Пугачев тоже дал героем единственное добро к багатым людям и дворянам! (Отец героини—капитан. Это добро если не единственное и отельное,  то и  как объяснять?) Причём, автор чётко указал: погрозил пальцем и мигнул значительно




«Капитанскоя Дочка» —— ромаи А.С.Пушкина. Роман был задуман в яиваре 1833 с Перво начальная  редакция, не дошедшая до нас, создавалась в 1833-1834 п. Окончаreльная переработка романа велась Пушкиным в 1836 г. и заключиreльные строки были датированы 19 октября 1836 г.
В те же годы, когда писалась «Калитанская дочка», Пушкин работал над .Исгорией пугачевского бунта. Оценка  Пуrачевского восстания  Пушкиным-исгориком и Пушкиным-романистом разтличаюся. Еспи в «Истории пугачевского бунта» автора интересуют исторические факты. Раскрываюшие движушие причины народиого движения, в тени которого едва разпичимы индивидуальностъ каждого из вовлеченных в стихию бунта людей то в романе именно личность Пуrачева  оказаяась  в центре внимания.
В центре романа «Капитанская дочка» лежат события пугачевской смуты. Пушкин как в «Истории...»,так и в романе, видит причины зтой страшной соииальной смугы в «противопопожности выгод» дварянства и народа: две культуры, два мировоззрения (народное и дворянское) ни в чем не схoжи, вызванные зтим  нерешенные соииалиные проблемы  времени могуг привести только к одному -катастрофе.

Милостиво сохраняет жизнь и ycтpaивает судьбу Гринева Пугачев.

Милосердие, как зто показано в «Капитанской дочке». не имеет такого узкого харакгера, это высшая категория, которая может восстановить утраченное в русской истории согласие и помочь



                                                                                                                               —————— EscapeSweetie
回复 支持 反对

使用道具 举报

8

精华

98

帖子

374

积分

candidate

Rank: 4Rank: 4

3#
 楼主| 发表于 2006-5-7 12:34 | 只看该作者

关于普希金作品《上尉的女儿》与《普加乔夫暴动始末》的文学比较3(俄文)

Сравнение  персонажа Пугачева в творчествах  Пушкина «Капитанская Дочка» и   «История Пугачева»


«История Пугачева»

1).Он тотчас двинулся вперед, и под пушечными выстрелами поставил одну батарею на паперти церкви у самого предместия, а другую в загородном губернаторском доме.
       Пугачев стоял во рву с копьем в руке, сначала стараясь лаской возбудить ревность приступающих, наконец сам коля бегущих.

Здесь, по этим словам под пушечными выстрелами  лаской  коля ,мы можем видеть отвагу и убедительность Пугачева.


2). Крепость, в прошедшем году взятая и выжженная Пугачевым, была уже им исправлена. Сгоревшие деревянные укрепления были заменены снеговыми. Распоряжения Пугачева удивили князя Голицына, не ожидавшего от него таких сведений в военном искусстве.
В самом деле, 22 мая утром, приближаясь к Варламову, он встретил передовые отряды Пугачева. Увидя стройное войско, Михельсон не мог сначала вообразить, чтоб это был остаток сволочи, разбитой накануне, и принял его (говорит он насмешливо в своем донесении) за корпус генерал-поручика и кавалера Декалонга; 
                                                        

Здесь, автор мастерски использует слова других людей , восхища-ет,что Пугачев—не только дерзкий  бандит,но и человек, который имеет своеобразный и сюрпризный военный талант.И это тоже объяснило такой вопрос: Почему Пугачев –лидер бандитов ?


3). Башкирцы, не смотря на строгие запрещения Пугачева, били нагайками народ, и кололи копьями отстающих женщин и детей.


Здесь автор еще раз косвенно подчёркивает гуманизм Пугачева! И автор оправдает Пугачева из поведения Башкириских !



4).Старые люди еще рассказывают о его смелых ответах на вопросы проезжих господ. Во всю дорогу он был весел и спокоен. В Москве встречен он был многочисленным народом, недавно ожидавшим его с нетерпением и едва усмиренным поимкою грозного злодея. Он был посажен на Монетный двор, где с утра до ночи, в течение двух месяцев, любопытные могли видеть славного мятежника прикованного к стене, и еще страшного в самом бессилии. Рассказывают, что многие женщины падали в обморок от его огненного взора и грозного голоса.


Здесь ясно,что автор не забыл торжественно еще раз описать мифический колорит Пугачева,когда его жизнь заканчивает.


Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева 1773-1775 гг.—— Явилась самой массовой и широкомасштабной крестьянской войной в истории России. Лишь активных участников вооруженного сопротивления насчитывалось до 100 тыс. чел. (крестьяне, казаки, работные люди, национальные меньшинства). Численность населения восставших районов превышала 250 тыс. чел. Инициаторами выступления стали яицкие казаки во главе с Е. И.

Пугачевым. Первый этап войны (сентябрь 1773 - март 1774) закончился взятием восставшими Татишевой крепости и неудачей при осаде Оренбурга.

На втором этапе (март 1774 - июль 1774) восставшие продвинулись в районы горного Урала, Башкирские степи, подошли к Казани. На Урале силы Пугачева были пополнены башкирскими воинами и горнозаводскими рабочими. Кульминацией этого этапа войны стало взятие восставшими Казани.

Третий период войны (июль 1774 - конец 1775) начался после взятия Казани и перехода восставшими через Волгу. Захватив Пензу, Саранск, Алатырь, Курмыш, Пугачев пытался двинуться на Москву, но остановлен правительственными войсками и был вынужден отступать на юг. Окончательно был разбит под Царицыным. Там же был захвачен правительственными войсками, содержался под следствием в яицком городке, Симбирске, затем направлен в клетке в Москву. На суде был приговорен к смертной казни вместе с Перфильевым, Шигаевым, Подуровым и Терновым. Третий период был самым массовым по размаху и самым слабым по организации (так как от Пугачева отошла значительная часть казачества). Отряды башкир под командованием Салавата Юлаева продолжали действовать до ноября 1774 г. Несмотря на захват и казнь Пугачева, восстание продолжалось на значительных территориях в течение всего 1775 г.


Безусловно , Пушкин  убедительно противодействует бунту Пугачева . В рассказе о бунте Пугачева , мы можем видеть устонавнение и описание конкретного персанажа Пугачева .Очень ясно что , автора  Пугачева уважает и оценивает ! Но такое простое избражение героя не удовлетворитло автора.Он перелистал , и  нашёл другой выход в этом лице; т.е. Пугачев перестал носителей высшего выражения Пушкина. Ему нужен другой образ, другое выражение.Поэтому он разлил своё мышление и чувство в повесть «Капитанская Дочка» . И в конце книги  автор выразительно изьявит свой взгляд на этот глубокий   замысел:
     
      “Екатерина, желая истребить воспоминание об ужасной эпохе, уничтожила древнее название реки, коей берега были первыми свидетелями возмущения. Яицкие казаки переименованы были в Уральские, а городок их назвался сим же именем. Но имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавую пору, которую - так выразительно - прозвал он пугачевщиною.”



Пугачев как историческое лицо , история будет приговаривать его ценность .Но , он как герой двух творчествах Пушкина , как носитель мирвозрения и человеческого зрения, был придан полный, выступающий образ.И в этом образе ,как много раз автор описывает внешность героя : Глаза у Пугачева засверкалина\ на его сверкающие глаза, блестит два слова : значение Человеческой жизнии  и Гуманизм !



                                                                                             —————— EscapeSweetie
回复 支持 反对

使用道具 举报

8

精华

98

帖子

374

积分

candidate

Rank: 4Rank: 4

4#
 楼主| 发表于 2006-5-7 12:37 | 只看该作者

关于普希金作品《上尉的女儿》与《普加乔夫暴动始末》的文学比较4 完(俄文)

Сравнение  персонажа Пугачева в творчествах  Пушкина «Капитанская Дочка» и   «История Пугачева»



заключение



Человеческой жизнии  : Быть или не быть , в чём вопрос!

Вопрос Гамлета  давно сущствовал в истории,  в мотиве литерату-рного творчества, в душе человека! Либо мелкий персонаж , находящий в футляре или в дорогой медвежной шубе в творчествах Чехова; либо великий персонаж ,например,дворян в творчествах Л.Толстого; либо лица,искающие определение любови в творчес-твах Милан-Кундра... Они более или менее ищут ответ на этот вопрос.
Пугачев тоже человек. Пушкин тоже дал ему запрос и ответ на этот вопрос. Мы можем чётко видеть это в сказке Пугачева. И, это тоже запрос и ответ Пушкина на этот вопрос.



Гуманистическое понятие: это другое воплощение в творчествах! Пушкина

Неудача восстания Декабристов силино трогала и ударяла душу Пушкина. Как  дворянин,  хотя выбрал насилие, чтобы выполнить социальное употребление, но, значение насилия -- только средство и инструмент! Оно не означает отрицание  к общим социальным классу, к общой социальной структуре.Будучи в дворянской позиции, Пушкин не мог найти ,или не мог понимать,автентичная причина неудачи восстания Декабристов – отрыв с людьми!Но, даже Пушкин понимал всё,ну и как ? Изверать общую социальную структуру, это тоже значит изверать себя,отрицать себя!
Итак , Пушкин наконец обобщил эти вопросы на значение жизни, и дал все эти вопросы и ответы Пугачеву:

      
    “Вскоре настала весенняя оттепель; реки вскрылись и тела убитых под Татищевой поплыли мимо крепостей. Жены и матери стояли у берега, стараясь узнать между ними своих мужьев и сыновей. В Озерной старая казачка каждый день бродила над Яиком, клюкою пригребая к берегу плывущие трупы и приговаривая: Не ты-ли, мое детище? не ты-ли, мой Степушка? не твои-ли черные кудри свежа вода моет? и видя лицо незнакомое, тихо отталкивала труп”


                                                                                  —— «История Пугачева» Глава Пятая

(全文完)


                                                                                                                                   —————— EscapeSweetie
回复 支持 反对

使用道具 举报

21

精华

9521

帖子

2万

积分

牧场主

5#
发表于 2006-5-7 12:42 | 只看该作者
第一篇Введение没有必要吧,Что такое сравнительное литературоведение可以删去
加个精~~真想赶快学会俄语!~
Tout ce qui est vrai est démontrable.
回复 支持 反对

使用道具 举报

21

精华

9521

帖子

2万

积分

牧场主

6#
发表于 2006-5-7 12:47 | 只看该作者
同时希望再放一个中文版的~
Tout ce qui est vrai est démontrable.
回复 支持 反对

使用道具 举报

8

精华

98

帖子

374

积分

candidate

Rank: 4Rank: 4

7#
 楼主| 发表于 2006-5-7 13:39 | 只看该作者
好!我会放个中文的上去!

斑竹很认真!钦佩,支持!
回复 支持 反对

使用道具 举报

31

精华

2423

帖子

7724

积分

超级版主

阿卡迪亚牧人

8#
发表于 2006-5-7 22:49 | 只看该作者
面对着俄文只有叹息,等着看中文版
Sweet Thames, run softly, till I end my song.
回复 支持 反对

使用道具 举报

您需要登录后才可以回帖 登录 | 注册

本版积分规则

移动版|Archiver|芦笛

GMT+8, 2025-5-9 23:08

Powered by Discuz! X3

© 2001-2013 Comsenz Inc.

快速回复 返回顶部 返回列表